Расписание Хочу помочь семинарии
Подать записки в семинарский храм
kur.pds@yandex.ru

Архимандрит Симеон (Томачинский) " Роль церкви в просвещении русского народа"

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ПРОСВЕЩЕНИИ РУССКОГО НАРОДА

Архимандрит Симеон (Томачинский), кандидат филологических наук


(Доклад на «Славянском содружестве-2016)


Порой можно услышать мнение, что Церковь является отсталым явлением и мешает развитию просвещения. Чтобы проверить, насколько справедлив этот тезис, необходимо провести небольшое историческое исследование, посвященное роли Русской Православной Церкви в просвещении русского народа и формировании его образовательных институтов.

Прежде всего, надо отметить, что сам термин «просвещение» – церковного происхождения. Просвещением изначально именовалось Таинство крещения, и до сего дня в богослужениях существуют молитвы «О иже ко Святому Просвещению готовящихся», то есть о тех, кто в ближайшее время собирается принять крещение. Сам праздник Крещения Господня (6/19 января), или Богоявления, также именуется Просвещением. В греческой традиции оно до сих пор является его основным названием: «та фота» (дословно: «праздник светов»).

«Свет Христов просвещает всех» – эта цитата из богослужебного текста не случайно много лет украшала фронтон домовой церкви св. муч. Татианы при Московском императорском университете. Не так давно она была восстановлена на своем историческом месте, снова став девизом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

«Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие», – пишет Николай Васильевич Гоголь в своей книге «Выбранные места из переписки с друзьями» [1, с. 74].

Как известно, книжное просвещение нашего народа происходило именно благодаря деятельности Церкви. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, дали нам литературный язык для творчества: богословского, художественного и научного. До этого наш народ был не только бескнижным, но в полном смысле слова «бессловесным».

Один из первых исторических и литературных памятников на Руси – «Повесть временных лет» – был создан монахом Киево-Печерской лавры, преподобным Нестором Летописцем. «Повесть» предлагает целую историософскую концепцию, начиная рассказ от Адама и рассматривая последовательно историю библейскую, византийскую, славянскую. Речь идет о возникновении славянских племен, о проповеди апостола Андрея Первозванного, об основании Киева.

Одно из самых ранних литературных произведений Древней Руси – «Слово о законе и благодати» (1037-1050 гг.) – принадлежит перу митрополита Илариона. Как известно, он был первым русским, негреческим митрополитом, поставленным на киевскую кафедру. «Слово о законе и благодати» – это выдающееся произведение отечественной словесности, без которого не обходится ни один курс истории русской литературы.

Одно из первых художественных (в современном смысле слова) произведений на Руси – «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Оно было написано в XVI веке. Изначально оно создавалось для корпуса «Великих Четьих Миней» Московского митрополита Макария, но из-за ряда жанровых особенностей и наличия некоторых полуфольклорных мотивов не было включено в этот агиографический свод.

Автора обычно именуют Ермолаем-Еразмом – эта традиция идет от советской эпохи. На самом деле это был священник приходской церкви в Пскове по имени Ермолай, потом его назначили настоятелем одного из кремлевских соборов, затем он принял монашество и стал иеромонахом Еразмом. (В некоторых своих произведениях он подписывается так: «Ермолай, во иноцех Еразм».) В наши дни «Повесть о Петре и Февронии» иеромонаха Еразма получила как бы вторую жизнь, она активно издается, пользуется огромной популярностью.

Начало книгопечатанию на Руси положил Иван Федоров – диакон, служитель Церкви. Первой датированной книгой на Руси стал «Апостол» (1564 г.).

Первая грамматика славянского языка (1618 г.), по которой учился и Ломоносов, написана иеромонахом, впоследствии архиепископом, Мелетием (Смотрицким). В своей «Грамматике» Мелетий впервые зафиксировал и описал систему падежей, свойственную славянским языкам, установил два глагольных спряжения и сделал целый ряд других лингвистических открытий, определивших развитие славянской филологии на несколько столетий.

Автор первого в России сборника стихотворений и по сути первый поэт – иеромонах Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович; 1629-1680). Он был образованнейшим человеком своего времени, выступал наставником царских детей.

Как говорит один из исследователей его творчества, Симеон Полоцкий «положил основание в русской литературе той отрасли художественного творчества, которая до него была почти совсем не разработана – поэзии и драматургии» [2, с. 523]. Симеон также был основоположником силлабического стихосложения в русской поэзии: поэтическая речь организуется чередованием равносложных строк. Но все его творчество было направлено на разъяснение христианских истин в доступной форме, на подлинное просвещение, в евангельском смысле.

Большое значение для теории поэзии, развития редактирования и русской литературы имела деятельность другого монаха – архиепископа Феофана (Прокоповича, 1681-1736) [4]. Он преподавал курс поэзии в Киевской академии, состоял в ней профессором, а затем ректором. Феофан Прокопович писал стихи на русском, латинском и польском языках, создал трагикомедию «Владимир» (1705) – значительное для своего времени произведение, сюжет которого взят из русской истории, написал трактат «О поэтическом искусстве».

Иеромонах Амвросий (1745-1792) опубликовал в 1787 году «Краткое руководство к Оратории российской». Именно по этой книге, по всей видимости, в начале XIX века изучали риторику в лицеях; например, по ней учился Гоголь [7, с. 27].

Этот список церковных деятелей, потрудившихся на ниве просвещения, можно продолжать долго. Да и само первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия – было духовным, церковным учреждением. От нее преемственно происходит Московская духовная академия, ныне расположенная в стенах Троице-Сергиевой лавры. На ее же базе возник и Московский университет [6, с. 1216].

Именно в Славяно-греко-латинской академии учился Михаил Васильевич Ломоносов, который, по выражению Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Ломоносов, отец-основатель русской науки, так писал о взаимоотношениях науки и религии: «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю притти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет» [3].

Физиолог Иван Павлов и педагог Константин Ушинский, химик Дмитрий Менделеев и авиаконструктор Игорь Сикорский, хирург Николай Пирогов и философ Алексей Лосев (тайный монах Андроник) – вот лишь избранные имена верующих ученых, которые внесли огромный вклад не только в русскую, но и в мировую науку.

Наука и религия дополняют друг друга, а светское и духовное образование в России исторически находились в органическом единстве. И даже несмотря на то, что в советское время духовные школы были разогнаны и закрыты, а многие преподаватели – расстреляны и уничтожены в лагерях, несмотря на это искусственное прерывание традиции, система духовного образования была восстановлена. И сейчас лучшие духовные академии и семинарии не только не уступают, но по некоторым параметрам и превосходят государственные образовательные учреждения…

Нам нужно ценить великий опыт, переданный нашими предками. Церковь внесла огромный вклад в развитие просвещения, культуры и науки, в процесс облагораживания нашего народа, очеловечивания человека. И поэтому не случайно русская православная цивилизация, начало которой положил выбор святого князя Владимира, существует уже более тысячи лет, несмотря на все испытания, внутренние и внешние.

Если мы хотим сохраниться как народ, как самостоятельный субъект мировой истории, как создатель грандиозных творений науки и искусства, как проводник важнейших смыслов бытия, нам важно не забывать наследие наших предков, благодаря которому и была построена великая Россия. Именно эту задачу ставит перед собой и замечательный проект «Славянское содружество».


Литература:


1. Гоголь Н. В. Полн. Собр. Сочинений и писем: В 17 т. – Москва – Киев: Издательство Московской Патриархии, 2009. – Т. 6.

2. Литература Древней Руси: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1990.

3. Ломоносов М. В. Избранные произведения. – URL: http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_919.htm (дата обращения: 19.05.2016)

4. Накорякова Е. Очерки по истории редактирования в России XVI-XIX вв.: Опыт и проблемы. – М.: издательство «ВК», 2004.

5. Немировский Е. Большая книга о книге. – М.: Время, 2010.

6. Популярный энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.

7. Симеон (Томачинский), иером. Путеводитель к Светлому Воскресению: Гоголь и его «Выбранные места из переписки с друзьями». – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.