Расписание Хочу помочь семинарии
kur.pds@yandex.ru

Приветствие ректора Тульской духовной семинарии Игумена Евфимия (Моисеева) участникам конференции «Богословский анализ актуальных проблем человеческой цивилизации»

Курск, 9 декабря 2019 г.

Ваше Высокопреосвященство!

Ваше Высокопреподобие!

Уважаемые участники и гости конференции!


Сегодняшний форум выходит далеко за рамки узкопрофессионального обсуждения богословских проблем. В центре внимания его участников будет не столько внутрицерковная проблематика, сколько, на первый взгляд, внешние по отношению к жизни Церкви вопросы. По сути дела, это попытка посмотреть через призму православного богословия на состояние современного общества и шире – человеческой цивилизации, развитие которой, очевидно, все дальше уходит от богозаповеданных идеалов. Глядя на современную картину жизни человечества, невольно вспоминаешь слова Федора Ивановича Тютчева:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует.

Он к свету рвется из ночной тени,

И свет обретши, ропщет и бунтует…

Действительно чувство тоски, а порой и безысходности, может охватить нас при наблюдении за процессами, происходящими в сегодняшней жизни. Однако разве впервые в истории человечества «что-то пошло не так»? Не есть ли путь каждого христианина постоянная борьба за верность Тому, Кто есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6), сопровождаемая и падениями, а порой и уловлением в сети того, кто уводит нас на сторону далече, связывает путами лжи и в конечном итоге может привести к смерти? А ведь из таких побед и поражений каждой отдельной личности и складывается магистральный путь общественного развития.

За разрешением противоречий, которые накапливаются ныне, как снежный ком, человечество вновь и вновь обращается к христианству, адресуя свои вопрошания к Православной Церкви в надежде получить достойные и релевантные ответы. Но и самой Церкви, чтобы найти эти ответы, чтобы сформулировать свою позицию по целому ряду не только не изученных, но и еще совсем недавно неизвестных проблем, нужна постоянная богословская рефлексия, перманентное погружение в проблематику цивилизационных процессов.

Так, порой даже от самых доброжелательно настроенных по отношению к Церкви людей приходится слышать не только вопрошания, но и прямые требования изменить позицию Церкви по тому или иному вопросу. Как раз в дни подготовки к этой конференции развернулась широкая дискуссия относительно использования метода экскорпорального оплодотворения для решения демографических проблем. Острая полемика по этому вопросу, развернувшаяся в СМИ, в том числе и на православном телеканале «Спас», является ярким примером того, что подобного рода вопросы все больше и больше волнуют, как наших сограждан, так и наших прихожан, стремящихся использовать авторитет Церкви для разрешения накопившихся общественных проблем.

Подвижники веры и благочестия, жившие еще совсем не так давно – в XIX и XX вв., не говоря уже о святых отцах древности, наверное, и представить себе не могли, что христианам XXI века придется жить в реалиях информационного общества, что они столкнутся с вызовами гендерной революции, что элементами их повседневной жизни станут такие явления, как роботизация, цифровизация и виртуализация общественных процессов, что они будут жить в эпоху, когда пересмотру и ревизии будут подвергнуты не только устои традиционной семьи, но и само предназначение человека как божественного творения.

Такие факторы, как не ограничиваемое никакими рамками божественного закона развитие технологий, ниспровержение любых авторитетов, размывание устоявшихся веками принципов духовности и морали, стирание границ между сакральным и профанным, отказ от принятия половой идентичности как божественного дара, безудержный и часто бессмысленный обмен информацией и многие другие, породили невиданную ранее вседозволенность в отношениях людей друг с другом, попрание богозаповеданных норм иерархичности социума и имеют своим следствием разброд и шатание в умах и хаос в общественных отношениях.

Камнем преткновения при достижении консенсуса между светским обществом и Церковью часто становится совершенно разное понимание свободы. Христианское откровение о том, что подлинная свобода есть отвержение рабства греху, к сожалению, не может принять такое общество, в котором размыта грань между грехом и добродетелью, в котором отвергается божественный нравственный закон, по которому оценивается духовное здоровье личности. Мы часто наблюдаем стремление использовать современные технологии, чтобы создать некоего гомункула как антипод божественного творения, обладающего всеми качествами человека за исключением его нравственного достоинства. Впрочем, и это не ново в истории человечества – подобные идеи были распространены еще в средневековье.

Каким же должен быть ответ современного христианина на эти вызовы? Из Священного Писания нам известны его духовные контуры, которые очертил святой апостол Петр, говоря, что всякому, требующему отчета о нашем уповании мы должны дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр. 3:15). Однако, чтобы этот ответ не оказался неубедительным на фоне доводов совопросников века сего, необходимо, чтобы он опирался на данные современной науки, на глубокое знание новых технологий, на понимание современных тенденций и принципов развития человеческой цивилизации. В этом случае никакие вызовы современности не смогут смутить православного христианина XXI века, помешать ему исповедовать свою веру и следовать за Христом в условиях развития самых передовых технологий. При этом будем помнить, что высочайшая в мире «технология» – сотворение бессмертной человеческой души, навсегда останется тайной Творца.

Желаю всем участникам конференции благословенных успехов в трудах!