Расписание Хочу помочь семинарии
Подать записки в семинарский храм
kur.pds@yandex.ru

Протоиерей Владимир Хулап: «Не преподаватель для дистанционного формата, а дистанционный формат – для преподавателя»

В связи с эпидемиологической ситуацией Санкт-Петербургская Духовная Академия перешла на дистанционную форму обучения. О том, как осуществляется учебная деятельность в новом формате, рассказал проректор по учебной работе протоиерей Владимир Хулап.

Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, как осуществляется дистанционное обучение в Академии?

В соответствии с решением Учебного комитета Санкт-Петербургская духовная академия перешла на дистанционный образовательный формат 18 марта. В этот день мы собрались со всеми студентами в актовом зале, чтобы обсудить новую форму работы. Обучение проходит на базе платформы Moodle, одного из наиболее популярных решений в настоящее время; приложение можно установить на мобильный телефон или планшет. Мы работаем на ней уже много лет с нашими студентами-заочниками, в ней также размещено и много материалов для студентов очной формы обучения. Поэтому переход в новый формат удалось провести достаточно быстро.

Студенты имеют доступ ко всем курсам, которые они осваивают в этом семестре. В них преподаватели размещают материалы для самостоятельного изучения (тексты, видео-, аудиофайлы), а также контрольные задания (рефераты, эссе, тесты, общение на форуме). Система также предоставляет возможность видеообщения, в рамках которого преподаватель может проводить полноценные лекции и семинары. Некоторые преподаватели дополнительно используют Zoom, группы вконтакте, чаты Whatsapp, электронную почту – мы здесь никого не ограничиваем. Все преподаватели разные, у каждого из них свой стиль преподавания в обычной аудитории, поэтому и в виртуальном пространстве возможно сочетание различных форм работы. Главное, чтобы учебный процесс успешно продолжался.

На Ваш взгляд, какие плюсы и минусы содержит в себе такой формат обучения? На что стоит обратить особое внимание студентам?

Конечно, такая система сильно отличается от привычных лекций, которые проходят по установленному расписанию и предполагают личный контакт с преподавателем. Сейчас студенты должны правильно планировать свое время, поскольку нахождение дома – это не каникулы, а продолжение обучения; нужно понимать, что объем осваиваемого материала и письменных заданий вырос. Однако это хороший тест на их ответственность и самоорганизованность, итогом которого будут оценки по изучаемым дисциплинам. В соответствии с государственными предписаниями одна неделя была каникулярной, приближаются Страстная и Светлая седмицы. Но, как гласит принцип немецких университетов, «у студентов нет каникул, а лишь свободное от лекций время» — подразумевается, что каждый день должен быть посвящен самообразованию.

Система дистанционного обучения позволяет контролировать активность студента в ней, а во время видеолекций преподаватель и деканат отмечают присутствие студентов таким же образом, как это происходит на обычных лекциях. На мероприятиях в интерактивном формате, которые я проводил со своими студентами, посещаемость была стопроцентной. И даже если кто-то отсутствует по тем или иным причинам, видеозаписи доступны всем для просмотра и в другое удобное время. Конечно, принципиально важным условием является своевременная подача курсовых, бакалаврских и магистерских, которая также осуществляется дистанционно.

В Санкт-Петербургской Духовной Академии много преподавателей в возрасте. Не возникало ли у них трудностей в освоении новой системы дистанционного обучения? Как они решались?

Конечно, не преподаватель для дистанционного формата, а дистанционный формат – для преподавателя. Поэтому наряду с общими требованиями, методическими указаниями, обучающими видеолекциями и консультациями по работе в Moodle мы индивидуально подходим к каждому члену нашей преподавательской корпорации. Учебно-методический отдел, деканаты, кафедры оказывают им всестороннюю поддержку – в размещении материалов, их правильном форматировании, осуществлении обратной связи. За это хочу сердечно поблагодарить всех наших сотрудников, которые работали и работают в выходные, поздно ночью и рано утром. Конечно, по объективным причинам у некоторых преподавателей в курсе будут только текстовые материалы и контрольные задания, однако к обеспечению интерактивности здесь могут и должны подключаться заведующие кафедрами. Хотя я не стал бы недооценивать старшее поколение: некоторые из них еженедельно проводят опросы студентов бакалавриата через видеосвязь Whatsapp, другие активно осваивают новый формат видеолекций. Мне кажется, что все преподаватели реагируют на новые реалии очень ответственно и конструктивно.

Все ли студенты имеют возможность обучаться онлайн? Вы не столкнулись с нехваткой необходимого оборудования?

Все наши студенты имеют компьютер, ноутбук, планшет или смартфон. Поэтому о каких-то проблемах в этой области пока не слышал. Скорее, гаджеты могут стать источником искушений, затягивая в дебри Интернета и социальных сетей. Что касается видеолекций, для увеличения надежности работы системы дистанционного образования и возможности одновременного чтения лекций нескольким потокам был создан отдельный сервер, который должен успешно справляться с выросшей нагрузкой. В начале работы иногда возникали технические вопросы о логинах и паролях, однако все они были быстро решены. Как говорит народная мудрость, «желающий ищет возможность, нежелающий – повод». Те, кто хотят учиться, всегда смогут решить возникающие проблемы, мы же со своей стороны всегда им в этом поможем.

Отец Владимир, рассматриваете ли Вы возможность проведения сессии онлайн? Как это может быть реализовано?

Вопрос о форме проведений сессии будет решаться на уровне соответствующих государственных структур и Учебного комитета, поэтому мы выполним все принятые решения в этой области. Конечно, уже сейчас мы прорабатываем различные варианты развития ситуации, но каких-то непреодолимых проблем я здесь не вижу. Имеющиеся технические средства позволяют провести сессию в дистанционной форме. Наверное, ряд вопросов возникнет в отношении студентов выпускных курсов, но и их можно решить различными способами. Поэтому не хотелось бы забегать вперед, сейчас мы все вместе продолжаем учебный процесс, причем, надеюсь, студенты не только осваивают учебный материал, но также живут литургическими текстами самого главного периода церковного года. Помощи Божией всем нам в совместных трудах!