Расписание Хочу помочь семинарии
Подать записки в семинарский храм
kur.pds@yandex.ru

Ватикан в социальных сетях: Католический опыт smm-политики

Предлагаем вашему вниманию доклад Елены Викторовны Жосул, советника председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, кандидата политических наук, заведующей кафедрой журналистики и PR Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова. Доклад был прочитан в Курской духовной семинарии на конференции: "О роли социальных сетей в проповеди Евангелия". 


ВАТИКАН В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: КАТОЛИЧЕСКИЙ ОПЫТ SMM-ПОЛИТИКИ

Историческая встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска на Кубе 12 февраля 2016 года, по мнению многих наблюдателей, открыла собой новую страницу в православно-католическом диалоге и в отношениях между двумя крупнейшими христианскими Церквями. Оценивать долгосрочные последствия этой встречи в текущем историческом моменте не представляется возможным – для подобной взвешенной оценки необходимо время, накопленные события и факты, фиксируемые перемены. Однако уже сейчас очевидно, что взаимный интерес двух Церквей друг к другу будет расти - в плане обмена опытом, взаимодействия на уровне научных, академических контактов, социальной работы, благотворительных практик etc. Гаванская встреча предстоятелей даёт возможность пастве, богословским кругам, различным профессиональным сообществам обеих Церквей более пристально взглянуть друг на друга. В первую очередь – для осознания того, чем накопленный опыт друг друга может быть полезен в деле защиты христианских ценностей перед вызовами «идеологии секуляризма, столь часто становящегося агрессивным». И при этом исходя в этом осознании и во всех своих действиях из понимания того, что православные и католики – «не соперники, а братья» [1].

Информационная сфера – отдельное поприще для профессиональных контактов между Русской Православной и Римско-Католической Церквями. И в первую очередь в данном случае представляет интерес опыт «медийной миссии» Ватикана, накопленный за последние десятилетия. Необходимо учитывать, что в Римской Церкви информационная работа была выделена в качестве отдельного системного направления миссионерской деятельности еще в 1960-е годы, тогда как Русская Православная Церковь, в силу исторических обстоятельств, начала уделять специальное внимание взаимодействию с медиа много позже. Тем более интересным представляется внимательное рассмотрение католического опыта и инструментария «евангелизации через медиа», в частности – через новые медиа как неотъемлемую часть современного информационного пространства.

В данной статье рассматривается опыт использования Ватиканом в своей информационной политике инструментария различных социальных медиа, в контексте развития социального богословия Римско-Католической Церкви в ХХ веке. Материал и выводы данной публикации могут представлять интерес для православных специалистов различного профиля, занимающихся медийной работой (сотрудники информационных отделов епархий, журналисты, учёные, SMM-специалисты, представители духовенства, организующие информационную работу на уровне прихода etc.).

Непрерывность богословской рефлексии

Фактический опыт использования Ватиканом социальных медиа в миссионерских целях насчитывает около трёх лет. Папа Бенедикт XVI открыл в твиттере аккаунт @pontifex в декабре 2012 года, и это стало первым шагом Римской Церкви на пути освоения вселенной соцсетей. Святой Престол обратился к социальным медиа в тот момент, когда стала очевидной невозможность их игнорирования как явления современной эпохи, в силу обилия повседневной информации получившей статус «гиперинформационной». Социальные сети стали неотъемлемой частью бытовой культуры, ежедневных привычек миллионов – и одним из важнейших каналов быстрого донесения информации до сознания людей.

Для Римской Церкви социальные сети в этом отношении стали важной площадкой для освоения в целях католической миссии. Ватикан смотрит на соцмедиа прежде всего как на эффективный инструмент проповеди Евангелия – язык коммуникации, удобный для современного мира, прежде всего для молодежи, и по этой причине подлежащий обязательному освоению со стороны Церкви. Такой подход лежит в русле развития социальной доктрины Католической Церкви в области средств массовой коммуникации (далее – СМК), которая планомерно выстраивалась Святым Престолом всю вторую половину прошедшего столетия.

Как известно, II Ватиканский собор со своим принципом «аджорнаменто» (итал. aggiornamento - обновление) стал временем переосмысления Римской Церковью своей роли и своего места в современном глобализирующемся мире – и поиска форм приспособления католической миссии под условия современной цивилизации, поиска форм, адекватных сути христианского вероучения. Именно II Ватиканский собор считается знаменательным началом системной работы Католической Церкви в области СМК, осмысления различных феноменов информационной сферы сквозь призму католического богословия. Хотя и до собора, в период понтификата Пия XII, в Ватикане рождались документы, посвященные информационной тематике и СМИ. К примеру, за несколько лет до собора, в энциклике «Miranda Prorsus» от 1957 года, Пий XII обращается к «неимоверным техническим достижениям» современности – кино, радио и телевидению – и призывает активно использовать все эти преимущества информационного общества [2]. Однако II Ватиканский собор поставил католическое богословие коммуникаций на рельсы системности.

Ключевым документом Католической Церкви, комплексно определившим ее актуальное отношение к СМК, стал соборный декрет «Inter Mirifica», закрепивший за Церковью «прирождённое право пользоваться и владеть этими средствами в той мере, в какой они необходимы или полезны для христианского воспитания и для всякого дела спасения душ». Мирянам же, в свою очередь, вменялось в обязанность «оживотворять эти средства человеколюбивым и христианским духом» [3, с. 55]. Декрет также установил ежегодное празднование Всемирного дня коммуникаций – дня, «в который верующих наставляли бы относительно их обязанностей в этой сфере, призывали молиться за данное дело и вносить свою лепту на эту цель» [3, c. 61].

Спустя несколько лет, в 1971 году, изложенные в «Inter Mirifica» принципы были подробно разъяснены в пастырской инструкции «Communio et Progressio», изданной Папским советом по социальным коммуникациям. Инструкция объявила СМК ключевым понятием католической доктрины, назвала медиа «даром Божиим», который, «согласно Его провиденциальному плану, объединяет людей в братстве и таким образом помогает им взаимодействовать в соответствии с Его волей, в целях спасения» [4].

На протяжении последующих десятилетий, вплоть до сегодняшнего дня, Ватикан систематически обращается к проблематике СМК – как в форме ежегодных папских посланий ко Всемирному дню коммуникаций, так и в виде специальных тематических документов, посвященных конкретным, наиболее насущным, аспектам медийной сферы. Общий анализ этих документов показывает, что Католическая Церковь стремится чутко следить за всеми переменами, происходящими в информационном пространстве, улавливать новейшие тенденции – как технологические, так и ценностного порядка – в области медиа и давать им всем богословское осмысление. Мир коммуникаций для Католической Церкви – это прежде всего пространство для активной катехизации, пассивное, равнодушное отношение к нему – неисполнение своего долга перед Богом: «Церковь почувствовала бы себя виновной перед лицом Господа, если бы не поставила себе на службу эти мощные инструменты (СМК – авт.), которые человеческий разум совершенствует день ото дня» [5].

В своей богословской риторике относительно СМК Католическая Церковь стремится выстраивать исторические параллели, проводить взаимосвязь между апостольскими, раннехристианскими временами и современной цифровой эпохой. Задача этого – показать, что суть евангельского послания не меняется в зависимости от средств, через которые оно передается, будь то скрижаль или планшет. Соответственно, апостольское служение должно вестись на новых «площадях» - на тех площадках и в тех сферах, где сегодня собирается массовая аудитория, то есть в медиа. Иоанн Павел II еще в 1990 году в энциклике о неизменной актуальности миссионерского послания «Redemptoris missio» называет мир коммуникаций «главным «ареопагом» современности» - по аналогии с афинским ареопагом, где проповедовал апостол Павел. При этом недостаточно использовать медиа лишь для распространения христианской вести – «следует интегрировать саму весть в эту «новую культуру», созданную современными средствами коммуникации». Как отмечается в энциклике, «это сложная проблема, так как эта культура формируется не столько содержанием, сколько самим фактом существования новых способов общения, с присущими им новыми языками, новыми техническими приемами и психологическими подходами» [6].

Как уже отмечалось, предметом внимания официальных документов Святого Престола, посвященных коммуникации, становятся наиболее заметные тенденции в области развития информационных технологий. С началом 1990-х Ватикан обращается к теме компьютеризации – Иоанн Павел II говорит о «пришествии» («advent» - «адвент») эры «компьютерной телекоммуникации», по отношению к которой Церковь «не держит дистанцию и от которой отнюдь не собирается изолироваться» [7]. В 2000-е годы значительное внимание уделяется Интернету – ведь «Церковь нуждается в том, чтобы понять сущность Интернета» [8], и «приобщается к этому средству с реализмом и доверием» [9].

Позитивный, деятельный взгляд на СМК – как на «океан возможностей» в деле католической миссии – является традиционным для Католической Церкви. Все понтифики новейшего времени видели в медиа прежде всего благоприятный для себя ресурс. Иоанн Павел II называл средства социальной коммуникации «достоянием, которое следует защищать и развивать» [10], считал, что они «могут способствовать утверждению истинной культуры жизни» [11]. Бенедикт XVI также видел в СМК «беспрецедентные возможности для диалога и полезный инструмент евангелизации и катехизации» [12]. Папа Франциск также готов видеть в современном информационном поле, со всей его скоростью и насыщенностью, «огромные возможности для встречи и солидарности», а в Интернете – «подлинное благо и дар от Господа» [13].

Papa-nas-redes-sociais.jpg

Между тем, в риторике последнего понтифика, касающейся медиа, всё чаще появляются тревожные, предупредительные интонации. Говоря о важных для христианской проповеди преимуществах медиакоммуникаций, Франциск одновременно указывает и на ряд рисков, которые несёт с собой современный цифровой мир. На наш взгляд, рост подобных тревожных настроений обусловлен изменением самой структуры современного информационного поля и возросшей долей социальных медиа.

Социальные сети в контексте социального богословия Католической Церкви

Социальные медиа становятся предметом внимания Ватикана в начале 2010-х годов – в момент, когда их глобальный характер, масштабность охвата и глубину проникновения в повседневные практики современных людей становится невозможно игнорировать. Католическая Церковь формирует собственное отношение к соцсетям в целом в русле той богословской традиции в области СМК, которая успела оформиться в последние десятилетия. Блогосфера, блоги – это прежде всего пространство для миссии и инструмент миссии.

Данный посыл обращен прежде всего к духовенству – Бенедикт XVI в послании ко Всемирному дню коммуникаций в 2010 году впервые уделяет особенное внимание новым медиа как важному атрибуту пастырского служения в современном мире. Именно духовенству, по словам понтифика, новые медиа предоставляют новые широкие возможности, «побуждая их воплощать универсальный характер миссии Церкви, строить подлинное общение и свидетельствовать современному миру о новой жизни, которая наступает, когда слышишь Евангелие Иисуса [12].

Социальные сети становятся непосредственной и центральной темой папского послания в 2013 году. Само название этого документа служит формулой, отражающей отношение Ватикана к таким явлениям, как Твиттер и Фейсбук: «Социальные сети: врата истины и веры, новые пространства евангелизации». Бенедикт XVI призывает свою паству использовать социальные сети разумно и уравновешенно – в этом случае они будут содействовать дискуссии «в духе уважения, внимания к конфиденциальности, ответственности и приверженности к истине, которые могут укреплять узы единства между людьми и действенно продвигать гармонию человеческой семьи». При этом папа указывает на важность для пользователей соцсетей в ходе виртуального общения «стараться быть подлинными», ведь в таком общении люди «делятся не только идеями и информацией, но, в конечном счете, сообщают самих себя».

Понтифик также констатирует в своем послании, что «цифровая среда не является неким параллельным или чисто виртуальным миром. Это – часть повседневной реальности для многих, особенно самых молодых» [14].

Папа Франциск уделяет социальным сетям самое пристальное внимание, что отражается как в текстах документов Святого Престола, выпущенных за его подписью, так и в практической работе Ватикана в области соцмедиа, центральным объектом которой является именно фигура понтифика. Закрепление за Франциском репутации самого расположенного по отношению к социальным сетям папы («social media-friendly pope») вполне закономерно: ни при Иоанне Павле II, ни даже при Бенедикте XVI социальные сети еще не занимали того места в глобальном информационном пространстве, какое они занимают в период понтификата 266-го папы Римского. И хотя первым папой, заведшим аккаунт в сети микроблогов Твиттер, был Бенедикт XVI, именно при Франциске @pontifex достиг своих нынешних колоссальных размеров по численности подписчиков и количеству ретвитов.

И именно Франциск входит в историю еще и как папа, при котором в рамках широкого корпуса католического социального богословия развивается отдельное направление – «богословие социальных медиа». В энцикликах и папских посланиях последних трех лет социальные сети становятся предметом внимательного осмысления. Они ценны прежде всего как самая актуальная для современников возможность открыть для себя красоту веры и встречи со Христом – поэтому Церковь, «способная приносить тепло и будоражить сердца», должна активно войти также и в сферу соцмедиа [13].

Но при этом нынешний понтифик уделяет большое внимание и тем издержкам – прежде всего в области качества человеческого общения и социальных взаимосвязей – которые несет с собой рост влияния современной блогосферы. Он выражает обеспокоенность, что тяга современников к постоянному «цифровому подключению может привести к нашей изоляции от наших соседей, от тех, кто ближе всего к нам», может отбросить на периферию общественной активности «тех, кто по каким-то причинам не имеет доступа к социальным медиа» [13].

В энциклике «Laudato Si» Франциск вкратце обращается к отдельному аспекту гиперинформационного общества – информационной перегрузке, в значительной мере создаваемой в том числе и социальными сетями, говорит о «рассеянном информационном шуме», который сегодня накладывает отпечаток на характер отношений между людьми. Интернет-коммуникация, как указывает папа, «позволяет отбирать или прекращать общение по нашему выбору, что зачастую порождает новый тип искусственных эмоций, имеющих больше отношения к устройствам и экранам, чем к людям и природе». Соцсети, в одной стороны, позволяя людям общаться в обход времени и расстояния, в то же время «нередко мешают нам установить непосредственный контакт с тревогой, со страхом, с радостью другого человека и со сложностью его личного переживания», следствием чего становится «глубокая меланхоличная неудовлетворенность межличностными отношениями либо пагубная изоляция» [15, с.37].

В своем последнем послании ко Всемирному дню коммуникаций от 24 января 2016 года «Коммуникация и милосердие: плодотворная встреча» папа Франциск указывает на то, что ответственность за использование технологий соцмедиа зависит в первую очередь от воли самого человека: «Социальные сети могут упростить отношения и содействовать благу общества, но они также могут привести к дальнейшей поляризации и разделению между индивидами и группами. Цифровой мир - это общественное пространство, место встречи, где мы можем либо воодушевлять, либо унижать друг друга» [16].

И тем не менее, при всём при этом, Франциск не считает возможным отказаться от использования социальных сетей: «хотя эти недостатки являются реальными, они не оправдывают отрицания социальных медиа; скорее, они напоминают нам о том, что общение является в конечном итоге достижением человека, а не технологий» [13].

Помимо папских посланий и энциклик, социальные сети становятся предметом богословской рефлексии на уровне заявлений представителей официальных ведомств Святого Престола, католических богословов. Наблюдается усиление отмеченной выше тенденции – показать непрерывность церковной миссии сквозь все эпохи, доказать адаптируемость новейших средств коммуникации под задачу распространения Евангелия. Симптоматичны в этом отношении темы конференций, собирающих католических экспертов в области медиа, например, конференции, прошедшей в Риме в 2012 году: «От притч до Твиттера» [17]. Председатель Папского совета по культуре кардинал Джанфранко Равази неоднократно проводил аналогии между высказываниями Христа и постами в блоге: по его словам, Христос «использовал твиты прежде, чем кто бы то ни было, посредством употребления простых изречений из нескольких знаков, типа «да любите друг друга» [18].

Benedick-ipad.jpg

Стратегию присутствия Ватикана в социальных медиа долгое время разрабатывал дублинский прелат, секретарь Папского совета по социальным коммуникациям Пол Тай (с декабря 2015 года – секретарь Папского совета по культуре). Он по праву может считаться главным идеологом современной католической доктрины в области новых медиа. В своих многочисленных публичных лекциях и выступлениях П. Тай подробно останавливается на технологических аспектах развития современных соцмедиа, анализирует их с позиций христианской антропологии, в надежде максимально обогатить эту сферу ценностными смыслами, близкими духу христианина. По его мнению, современная цифровая культура характеризуется четырьмя ключевыми элементами, соответствующими действиям пользователей в Сети, которые перекликаются с христианскими принципами. Подружиться, «зафрендиться» (friending) с другими людьми в социальной сети, по мысли П. Тая, означает процесс выстраивания взаимосвязей, который в более глубоком смысле ведет к выстраиванию подлинных отношений перед лицом Троицы (in imago Trinitatis). Поиск (searching), одно из самых распространенных занятий интернет-пользователей, перекликается с процессом поиска Истины и преодоления преград на пути к ней. Персональное распространение информации («поделиться чем-либо» - sharing) таит в себе смысл личной жертвенности, а также коммуникации с другими через какой-либо общий контент. Наконец, фолловерство (following), или подписка на кого-либо в соцсети, по своей сути отвечает таким христианским понятиям, как радушие по отношению к другому, принятие другого, диалог и даже ученичество [19, с.122].

«Сэлфи с понтификом»: SMM-политика Святого Престола

Popes-First-Exclusive-Selfie-Is-a-Fake-Says-Vatican.jpg

В завершение кратко опишем основные, наиболее характерные, примеры использования Ватиканом современных соцмедиа.

Самой популярной и успешной для Католической Церкви социальной сетью оказался Твиттер. По состоянию на конец марта 2016 года общее число подписчиков всех аккаунтов папы Римского (аккаунты @pontifex на девяти языках) насчитывает более 26 млн. человек. По данным ежегодного отчета администрации Твиттера за 2015 год «Twiplomacy», твиттер папы Франциска стоит на втором месте по числу подписчиков после твиттера президента США Барака Обамы (более 56 млн. чел.), но при этом лидирует по числу ретвитов. К примеру, среднее количество ретвитов каждой записи испанского аккаунта понтифика составляет почти 10 тысяч [20].

папа на мобильных съемка.jpg

Именно в твиттере @pontifex в сентябре 2013 года впервые появились «сэлфи» папы Франциска – фотографии папы в окружении верующих, сделанные на мобильный телефон. С тех пор данная практика стала довольно популярной для папы – «сэлфи» Франциска с верующими периодически появляются в твиттере и аккаунтах Ватикана в других социальных сетях. Очевидно, что основная имиджевая задача таких фотографий – формирование публичного образа папы как духовного лидера, близкого чаяниям и интересам современников, прежде всего, молодежи, открытого к диалогу на молодежном языке. Соцсети оказываются наиболее удобным каналом для трансляции данного послания во внешний мир.

Следующей по значимости социальной сетью для Ватикана является Инстаграм. Официальный аккаунт Святого Престола в Инстаграме @newsva ведется с марта 2013 года, за три года на него подписалось более 85 тыс. человек. Однако по-настоящему прорывным и громким событием стало заявление папы Франциска об открытии в Инстаграме собственного аккаунта @franciscus. Всего за неделю с момента открытия (с 18 по 25 марта 2016 года) на данный аккаунт подписалось более 2 млн. пользователей.

Инстаграм как соцсеть, построенная на публикации фотографий, принципиально важен для Ватикана именно по этой причине – визуальный образ, картинка, передаваемая через различные каналы коммуникации, становится основным инструментом миссии Католической Церкви в цифровую эпоху. Еще Бенедикт XVI отмечал важность освоения нового языка цифровых медиа для передачи «бесконечного богатства Евангелия» в том числе посредством изображений и звуков: «эффективные коммуникации, как в притчах Иисуса, должны включать воображение и эмоциональность тех, кого мы желаем приглашать к встрече с тайной Божией любви» [14].

Список литературы и источников

1.​ Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html (дата обращения: 25.03.2016).

2.​ «Miranda Prorsus». Encyclical Letter of His Holiness Pius XII by Divine Providence Pope // The Holy See: official site. URL: http://w2.vatican.va/content/pius-xii/en/encyclicals/documents/hf_p-xii_enc_08091957_miranda-prorsus.html (дата обращения: 25.03.2016).

3.​ Декрет «О средствах массовой коммуникации» «Inter Mirifica» // Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 1998. 589 с.

4.​ «Communio et Progressio». Pastoral Instruction on the Means of Social Communication Written by Order of the Second Vatican Council // The Holy See: official site. URL: http://w2.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/pccs/documents/rc_pc_pccs_doc_23051971_communio_en.html (дата обращения: 25.03.2016).

5.​ «Evangelii Nuntiandi». Апостольское обращение Его Святейшества Папы Павла VI Епископам, духовенству и всем верным Католической Церкви // Ruthenia Catholica. URL: http://catholichurch.ru/index.php/files/download/289-evangelii-nuntiandi/ (дата обращения: 28.02.2016).

6.​ «Redemptoris missio». Энциклика о неизменной актуальности миссионерского послания // KATOLIK.ru. URL:http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/3526-entsiklika-redemptoris-missio.html (дата обращения: 25.03.2016).

7.​ «The Christian Message in a Computer Culture». Message of the Holy Father John Paul II for the 24th World Communications Day // The Holy See: official site. URL: http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/messages/communications/documents/hf_jp-ii_mes_24011990_world-communications-day.html (дата обращения: 25.03.2016).

8.​ «Церковь и Интернет». Послание Папского совета по социальным коммуникациям // Библиотека Гумер Gumer.ru. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/katholic/Article/ChurIntern.php (дата обращения: 25.03.2016).

9.​ «Internet: A New Forum for Proclaiming the Gospel». Message of the Holy Father John Paul II for the 36th World Communications Day // The Holy See: official site. URL: http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/messages/communications/documents/hf_jp-ii_mes_20020122_world-communications-day.html (дата обращения: 25.03.2016).

10.​ «Стремительное развитие». Апостольское послание к лицам, ответственным за общественные коммуникации // KATOLIK.ru. URL: http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/1315-apostolskoe-poslanie-k-li.html (дата обращения: 25.03.2016).

11.​  «Средства массовой коммуникации на службе взаимопонимания народов». Послание Папы Иоанна Павла II на XXXIX Всемирный день средств массовой коммуникации // KATOLIK.ru. URL: http://www.katolik.ru/vatikan/1016-archive/71184-st3127.html (дата обращения: 25.03.2016).

12.​ «The Priest and Pastoral Ministry in a Digital World: New Media at the Service of the Word». Message of the Holy Father Benedict XVI for the 44th World Communications Day // The Holy See: official site. URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/communications/documents/hf_ben-xvi_mes_20100124_44th-world-communications-day.html (дата обращения: 25.03.2016).

13.​ «Communication at the Service of an Authentic Culture of Encounter». Message of Pope Francis for the 48th World Communications Day // The Holy See: official site. URL: https://w2.vatican.va/content/francesco/en/messages/communications/documents/papa-francesco_20140124_messaggio-comunicazioni-sociali.html (дата обращения: 25.03.2016).

14.​ «Social Networks: portals of truth and faith; new spaces for evangelization». Message of His Holiness Pope Benedict XVI for the 47th World Communications Day // The Holy See: official site. URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/messages/communications/documents/hf_ben-xvi_mes_20130124_47th-world-communications-day.html (дата обращения: 25.03.2016).

15.​ «Энциклика «LAUDATO SI» Верховного понтифика Франциска». М., НО Издательство Францисканцев, 2015.

16.​ «Communication and Mercy: A Fruitful Encounter». Message of His Holiness Pope Francis for the 50th World Communications Day // The Holy See: official site. URL: https://w2.vatican.va/content/francesco/en/messages/communications/documents/papa-francesco_20160124_messaggio-comunicazioni-sociali.html (дата обращения: 25.03.2016).

17.​ Dalle parabole a twitter // Vatican Information Service. URL: http://visnews-ita.blogspot.com/2012/04/dalle-parabole-twitter.html (дата обращения: 25.03.2016).

18.​ Jesus Christ Was The Original Tweeter, Says Vatican // The Huffington Post. URL: http://www.huffingtonpost.com/2013/09/25/jesus-christ-twitter_n_3989933.html (дата обращения: 25.03.2016).

19.​ D. Zsupan-Jerome. Connected Toward Communion: The Church and Social Communication in the Digital Age. Liturgical Press, 2014.

20.​ Twiplomacy Study 2015. URL: http://twiplomacy.com/blog/twiplomacy-study-2015 (дата обращения: 25.03.2016