Расписание Хочу помочь семинарии
info@kurskpds.ru

Патриарх рассказал о перспективах духовного образования

30.11.2017 новости
Патриарх рассказал о перспективах духовного образования

29 ноября, в первый день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя сделал пленарный доклад о внутренней жизни и внешней деятельности Церкви в период с 2013 года. Часть доклада была посвящена состоянию духовного образования. Полный текст доклада опубликован на официальном сайте «Патриархия.ру».

Святейший Патриарх подчеркнул, что вопрос о системе духовного образования на протяжении многих лет остается «приоритетной темой в работе органов высшей церковной власти и епархий». С сентября 2015 года духовные учебные заведения на территории России приступили к переходу на единый учебный план подготовки бакалавров, и этот процесс близится к завершению.

Документы 2011 года предусматривали переход духовных учебных заведений на штатно-окладную систему, говорится в докладе Патриарха. «Поскольку приоритетной задачей в прошлые годы являлось внедрение во все семинарии единого учебного плана бакалавриата, активные действия по переходу на штатно-окладную систему были предприняты преимущественно в духовных академиях». В настоящее время, отмечает предстоятель Русской Церкви, Учебному комитету «предстоит постепенно распространить их опыт на другие духовные учебные заведения».

В 2015 и 2016 годах были составлены рейтинги семинарий, действующих на территории России. Эта работа, отмечает Святейший Патриарх, «позволила постепенно преодолевать слабые места в семинариях». В нескольких семинариях Священный Синод наложил мораторий на принятие учащихся на заочный сектор обучения. «Если понадобится, Священным Синодом будут изучены и более строгие меры», подчеркнул Патриарх.

За последние годы были упразднены духовные училища: некоторые из них переросли в семинарии, «но в большинстве они были преобразованы в центры, готовящие церковных специалистов в сфере катехизации, социальной работы, миссии, молодежной работы».

Также Патриарх подробно остановился на развитии системы дистанционного образования, которая «предполагает интерактивное онлайн-обучение, регулярное взаимодействие через интернет с преподавателями семинарий, электронный доступ ко всему необходимому учебному материалу по курсу бакалавриата, регулярное удаленное тестирование учащегося, написание эссе и других необходимых работ, онлайн-семинары, контроль за обучением студента со стороны учебного заведения». Таким образом, «дистанционную систему можно рассматривать в качестве расширения привычной заочной системы».

Предстоятель Русской Церкви в своем докладе подчеркнул: «Главная цель всех этих усилий в том, чтобы повысить качество образования духовенства и кандидатов в клир». При этом «повышение качества духовного образования открывает также возможность для положительных решений со стороны государства, в частности для государственной аккредитации духовных учебных заведений». В частности, Московская и Санкт-Петербургская академии, а также ряд семинарий получили государственную аккредитацию и бюджетные места.

С осени 2018 года, по словам Патриарха Кирилла, «планируется постепенное внедрение курсов повышения квалификации во всех епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви». Предполагается, что все клирики, за исключением тех, кто обладает ученой богословской степенью или преподает в семинарии, должны повышать свою квалификацию не реже одного раза в семь лет.

Святейший Патриарх с сожалением отметил некоторые случаи пренебрежения со стороны архиереев решениями Архиерейского Собора 2011 года относительно образовательного ценза для кандидатов в клир. Предстоятель Русской Церкви напомнил, что хиротонии в диаконский сан разрешаются лишь «над лицами, окончившими как минимум духовное училище или два курса семинарии», хиротонии в священнический сан – «над лицами, имеющими как минимум полное семинарское образование либо окончившими пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета или иного высшего учебного заведения Русской Православной Церкви». При этом «студенты очного сектора семинарий могут быть рукоположены в священнический сан во время обучения в духовных школах, но не раньше окончания трех курсов».

Священный Синод будет с особым вниманием наблюдать за изменениями в этой сфере, подчеркнул Патриарх.

Предстоятель Русской Церкви отдельно остановился на «масштабном проекте по обновлению всего корпуса учебных пособий, применяемых в духовных учебных заведениях». В подготовке учебников по 15 дисциплинам принимают участие более 100 человек. На сегодняшний день вышли в свет четыре учебника: первый том учебника по Четвероевангелию, два тома антологии святоотеческих текстов и учебник по истории нехристианских религий. Написаны и проходят процесс редактирования еще пять учебных пособия, в числе которых – учебник по Гомилетике, создаваемый при участии преподавателей Курской духовной семинарии.

Также Святейший Патриарх Кирилл рассказал о системе повышения квалификации преподавателей духовных семинарий. «Сформированы учебно-методические группы по трем предметным областям — Священному Писанию, Литургике и Церковной истории. Прошел ряд двухдневных обучающих семинаров для членов педагогических корпораций». В этих программах принимали участие и преподаватели Курской духовной семинарии.

По словам Патриарха, Учебному комитету предстоит завершить ранее начатые преобразования и обеспечить их реальное осуществление во всех духовных учебных заведениях. «Если в предыдущий период усилия были направлены на создание нормативно-методической основы и на усвоение нововведений семинариями, то сейчас добавляется задача постоянного поддержания созданной системы». Это потребует, считает предстоятель Русской Церкви, «неослабного внимания Учебного комитета к тому, что происходит в семинариях, и регулярного взаимодействия между Учебным комитетом и учебными заведениями».

Официальный сайт Московского Патриархата

Фото: Олег Варов, Сергей Власов, свящ. Игорь Палкин