Расписание Хочу помочь семинарии
Подать записки в семинарский храм
kur.pds@yandex.ru

В семинарии почтили память святителя Григория Паламы

24.03.2019 новости

DSC_9149.JPG
24 марта, в неделю 2-ю Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в семинарском храме апостола Иоанна Богослова состоялась Божественная Литургия Василия Великого, которую возглавил ректор семинарии архимандрит Симеон (Томачинский), в сослужении помощника проректора по воспитательной работе диакона Димитрия Лавринчука.

Литургия святителя Василия Великого совершается только десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или же в самые дни этих праздников, если они приходятся в воскресенье или понедельник), 1-го января – день памяти св. Василия Великого, в пять воскресных дней Великого Поста, в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной недели.

Литургия святителя Василия Великого отличается тем, что на ней поется задостойник «О Тебе радуется…» вместо «Достойно есть…», а также тайными молитвами священника. Кроме того, на этой литургии, совершаемой в Великий Четверток, вместо «Иже херувимы» поется: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий», а в Великую Субботу – «Да молчит всякая плоть человеча».

За богослужением пел хор воспитанников пастырского отделения под управлением преподавателя церковного пения Олега Ивановича Рыльцова. Исповедь принимал духовный наставник семинарии игумен Мелхиседек (Крахмалёв).

После чтения евангелия студент 4-го курса Андрей Кохно произнес проповедь на прочитанный за богослужением евангельский отрывок об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12).

В этом отрывке Андрей рассказал, как Христос исцелил расслабленного, которого принесли четыре друга и для того, чтобы это случилось, им нужно было перенести его, прорубив крышу дома. Также этот отрывок связан с другим евангельским отрывком о добром пастыре, в котором сказано: «И будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16).  Внутри себя мы не можем стать едины, потому что нет в нашей жизни пастыря доброго, поэтому нужно стремиться при помощи своих братьев, сестер соединиться и носить тяготы друг друга, как об этом пишет апостол Павел в своем послании к Галатам. Расслабленный мог исцелиться, потому что у него были друзья, а друзья пришли ко Христу, потому что у них был расслабленный.

«Желаю, чтобы мы смогли найти друг в друге ту опору или то необходимое для нас, чтобы мы нашли Христа друг в друге и в самой Церкви и таким образом любовью друг к другу и стремлением для спасения своей души, держась за руки и неся свое бремя мы могли бы найти Христа в своей жизни и таким образом стать одним стадом, у которого один Пастырь», - заключил проповедник.

По окончании Божественной Литургии, отец Симеон поздравил присутствующих со вторым воскресеньем Великого поста, посвященным святителю Григорию Паламе, который учил о нетварном свете, о необходимости нашего преображения. Отец Симеон отметил: «Мы призваны стать богами по благодати, но часто себя чувствуем какими-то парализованными в духовном смысле, не способными к какому-то подвигу преображения", но также из сегодняшнего евангелия видно, что по вере человека Господь дает ему все.

«Если мы доверимся от всей души Богу и принесем свою немощь, признаем свой духовный паралич и попросим Его помощи, то Господь способен преобразить нашу жизнь, излечить все наши духовные и телесные недуги. Дай Бог нам всегда в молитве, с верой прибегать к Богу», заключил отец Симеон.

Православное учение о посте, как средстве к благодатному озарению, с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую Неделю памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Чудотворца (жил в ХIV веке, память – 14 ноября по старому стилю). Св. Григорий Палама, сам великий подвижник горы Афон, известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающегося видимо (напр., на Фаворе и Синае), и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св. Григорий Палама, названный «сыном Божественного света», обличил еретиков и защитил учение о свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие этого озарения посредством молитвы и поста.

Церковная служба в честь св. Григория Паламы и его житие составлены в ХIV веке Филофеем, патриархом Константинопольским (1362-1365 гг.), а канон – Геннадием Схоларием (ХV век).