Расписание Хочу помочь семинарии
Подать записки в семинарский храм
kur.pds@yandex.ru

Успенский пост в семинарии начался Божественной литургией

15.08.2018 новости
Успенский пост в семинарии начался Божественной литургией

14-го августа 2018 года, в день памяти Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, (начало Успенского поста), ректор Курской духовной семинарии, архимандрит Симеон (Томачинский), совершил Божественную литургию в домовом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его Высокопреподобию сослужил проректор по воспитательной работе диакон Иаков Матросов. Исповедовал – духовный наставник семинарии игумен Мелхеседек (Крахмалев).

После чтения Евангелия ректор архимандрит Симеон (Томачинский) произнес проповедь, в которой он пояснил пятое слово Иисуса Христа на Кресте о жажде. «Чего же жаждал Иисус Христос? Может быть денег жаждал? Но мы знаем, что по отношению ко Христу это предположение было чудовищным, потому что Он не имел, где главы приклонить, не имея никакого Своего имущества и ученикам Своим проповедовал: «Идите, проповедуйте, не беря ничего: ни сумы, ни посоха, и что вам дадут, тем и довольствуйтесь». Конечно, ни славы, ни власти, ни денег не жаждал Христос. Чего же Он жаждал? Чего-то такого великого, что имеет отношение ко всем нам. Конечно, Он жаждал нашего спасения, жаждал, что мы станем настоящими Его учениками, не только по названию, христианами, но и по поступкам. Он жаждал, что мы будем подражать Ему, что все скорби и страдания, которые будут выпадать на нашу долю в этой жизни, мы должны превратить в благодарение Богу, в торжество Христа. Так же как Крест когда-то был орудием позорным, орудием казни, а стал символом победы, символом торжества, правды, торжества Бога, победы над злом. Наши собственные недостатки и несовершенства, которых мы преисполнены – это тоже наш Крест, чтобы это мы все превратили в благодарность Богу, в торжество Истины, чтобы мы победили с Божией помощью все то, что мешает нам по-настоящему быть христианами. Вот этого по-настоящему жаждал Христос, вот об этом Он молился на Кресте и это завещание Он нам оставил: «Жажду!» Жаждал того, чтобы каждый из нас по настоящему стал учеником Христовым – христианином. Аминь!»

По окончании Божественной Литургии ректор семинарии совершил малое освящение воды и прочел молитву на благословение новолетнего меда, принесенный богомольцами для освящения, и окропил его святой водой, а также всех верующих и их приношения, и совершил славление Животворящему Кресту Господню.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 (14) августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 (14) августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 (14) августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.