Расписание Хочу помочь семинарии
Подать записки в семинарский храм
kur.pds@yandex.ru

В семинарии встретили праздник Торжества Православия

08.03.2020 новости

DSC_0039.jpg

8 марта, в первый воскресный день Великого Поста, Святая Церковь празднует день Торжества Православия и память первого и второго обре́тения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В храме апостола Иоанна Богослова при Курской духовной семинарии состоялась Божественная Литургия Василия Великого, которую возглавил ректор семинарии архимандрит Симеон (Томачинский), в сослужении проректора по воспитательной работе диакона Иакова Матросова и студента 4-го курса бакалавриата диакона Димитрия Лавринчука.

Литургия святителя Василия Великого совершается только десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или же в самые дни этих праздников, если они приходятся в воскресенье или понедельник), 1-го января – день памяти св. Василия Великого, в пять воскресных дней Великого Поста, в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной недели.

Литургия святителя Василия Великого отличается тем, что на ней поется задостойник «О Тебе радуется…» вместо «Достойно есть…», а также тайными молитвами священника. Кроме того, на этой литургии, совершаемой в Великий Четверток, вместо «Иже херувимы» поется: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий», а в Великую Субботу – «Да молчит всякая плоть человеча».

После чтения Евангелия студент 2-го курса бакалавриата Иван Стариков произнес проповедь об учителе покаяния – пророке Иоанне Предтече.

Иван отметил, что бывает покаяние истинное, а бывает и ложное. Покаяние – врата к Богу, и чтобы приблизиться к Нему, надо войти вратами покаяния. Настоящее покаяние преображает, изменяет человека, покаяние ложное – оставляет его таким же, каким он был, как будто он не проходил этими вратами.

Преподобный Пимен Великий.

«Покаяться значит сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои и уже более не возвращаться к ним».

В Евангельском чтении Господь похвалил Иоанна Предтечу: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11). По своей подвижнической жизни Иоанн был большим из всех рожденных пророков. Господь назвал его Ангелом по причине ангельской и почти бесплотной жизни. Он с детства удалился в пустыню и проводил необычайный образ жизни.

Также в сегодняшнем Евангелии сказано, что «Царство Небесное силою берется…» (Мф. 11:12). Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Чтобы делать добро, каждый из нас постоянно должен бороться со своим сердцем, которое всегда готово склонить нас ко злу. Добро всегда с нуждою достигается, а зло сделать всегда легко, только опусти руки. Сердце наше – источник зла, по словам Спасителя».

«Дорогие братья и сестры! В завершение первой седмицы Великого поста, вспоминая великого учителя покаяния - Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, пусть каждый из нас положит начало очищения своей души, а для этого будем просить его, чтобы предстательством пред Богом даровал он нам силы через покаяние открыть врата Царствия Небесного, где Бог пребывает с любящими Его», - заключил проповедник.

В завершение богослужения было совершено молебное пение в Неделю Торжества Православия.

По окончании Божественной литургии отец Симеон поздравил всех с праздником и произнес проповедь в которой отметил, что «будем молиться о том, чтобы наша Церковь сохранила свое единство и главным свидетельством этого единства является Таинство Евхаристии – наше общее причащение Телом и Кровью Христовыми. В конце первой седмицы Великого поста вчера и сегодня все мы с вами по милости Божией причастились Святых Христовых Таин. Вся Церковь обновляется и являет, действительно, свое единство во Христе Иисусе Господе нашем».

Справка:

Для Курской семинарии этот праздник имеет особое значение также потому, что в ней действует иконописное отделение.

В чем же смысл праздника Торжества Православия и почему он так называется?

В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей.

После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.

В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».

К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских Соборов.

За богослужением пел хор воспитанников семинарии под управлением регента, преподавателя церковного пения Олега Ивановича Рыльцова.

Исповедь принимал духовный наставник семинарии игумен Мелхиседек (Крахмалев).

Пресс-служба Курской духовной семинарии