Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Курская православная духовная семинария

показать меню

Алексей Костин. Доклад на тему: «Проблемы воцерковления современной молодежи»

На сегодняшний день не существует точных статистических данных касательно возраста прихожан Русской Православной Церкви. Однако не подлежит сомнению тот факт, что в подавляющем большинстве православных храмов процент прихожан в возрасте от 15 до 30 лет крайне не велик. Связанно это с тем, что более 2/3 детей, воспитанных в православии, при наступлении юношеского возраста сбрасывают с себя оковы церковности как обузу.

Лишь некоторые из отпавших таким образом от Церкви переходят в другие религии или становятся атеистами. Большая часть молодого поколения не относится к церковности плохо, просто вектор интересов молодого поколения, как правило, находится вне религиозной сферы. Для молодых людей характерна неосведомлённость в вопросах взаимоотношений общества и Церкви.

Мировоззренческая неопределённость в сознании молодёжи характеризует новый квазирелигиозный феномен, собранный из христианства, неоязычества, космизма, буддизма, атеизма и прочее. Такая форма сознания отличается непоследовательностью, отсутствием полноты системы воззрений, зависима от социальных условий. Иными словами, такой человек верит в то, во что проще и удобнее верить.

Причины такого поведения можно условно разделить на внутрицерковные и внешние, не связанные с Церковью напрямую.

Ко второй категории можно отнести множество причин напрямую или косвенно влияющие на воцерковлённость молодёжи. Это такие проблемы, как отсутствие отечественной молодёжной культуры, пропаганда так называемых западных ценностей в СМИ, моральный упадок, алкоголизм, наркомания, прочие виды зависимостей в молодёжной среде. Но, прежде всего, подросток не идёт в Церковь потому, что его родители не идут в Церковь, а если и идут в храм, то поставить свечку, покрестить детей, посвятить куличи, набрать крещенской воды, выполнить обряд, т.е. соблюсти формальность. Если подлинной церковности в семье нет, то подростку крайне трудно устоять на пути ко спасению, и дети, становясь юношами и девушками отвергают такую псевдоцерковность. Более чем на ¾ характер и поведение ребёнка зависит от того, чему он научится от родителей. К сожалению, далеко не все придают этому факту должное значение. Задача родителей — показать ребёнку своей жизнью, пример христианской добродетели. При ребёнке нельзя сквернословить, осуждать, лицемерить, ссылаясь на аргумент «он ещё маленький — ничего не понимает». Дети всё видят и всё понимают лучше взрослых, так как их разум чист и не затуманен страстями. Воспитание ребёнка — трудное дело. Необходимо постоянное внимание за тем, что читает, что смотрит, в какие игры играет, с кем общается ребёнок. И не руководствоваться при этом жесткой системой наказаний и поощрений, а внимательно и вдумчиво разбирать совместно с ребёнком каждый сложный момент, затронувший его сердце, иными словами, говорить с ним как со взрослым.

Но нельзя возлагать всю вину за бездуховность молодёжи на родителей, общество потребления, модные тенденции и прочее. Множество причин расцерковления молодёжи есть и в самой Церкви. К ним относятся: недостаток общинной жизни большинства приходов, кликушество, различные суеверия, некачественное духовное образование, недостаток миссионерской работы, недостаточное использование информационных ресурсов для проповеди...

Тема несоответствия поведения некоторых священно- и церковнослужителей их сану и отрицательных примеров неадекватного поведения некоторых «православных» активистов избита и не является основополагающей.

Современных подростков раздражает богослужебная дисциплинарная сторона православия и расхожее ложное убеждение о том, что Церковь есть лишь регулярное посещение богослужений, посты, запреты, чтение одного и того же скучного правила – всё это, ставшее самоцелью, отвергается подростками, так как они не находят в этом духовного содержания.

Не менее актуальна проблема авторитетности проповедников. Современный подросток не будет серьёзно воспринимать слова проповедника только из-за наличия рясы и креста. Доверие молодёжи надо завоевать. Священнослужитель должен быть культурным, всесторонне развитым человеком, уверенным, понимающим, о чём он говорит, умеющим найти общий язык с любым собеседником. В противном случае, нерадивый проповедник лишь ещё дальше отведёт подростка от Церкви.

Подростки и молодые люди, покидающие Церковь — индикатор качества нашей церковной жизни. Не стоит обвинять молодёжь в их выборе. Понять этот выбор и изменить положение вещей — задача, как пастырей нашей церкви, так и всех православных христиан.

Работа в этом направлении не прекращалась с момента основания Церкви до наших дней: в храмах проповедуют Евангелие, миссионерская деятельность среди отпавших от Церкви ведётся по всей стране и за её пределами, постоянно разрабатываются новые формы миссионерской деятельности, проповедниками осваиваются новые информационные ресурсы.

Свой вклад в воцерковление молодёжи вносит и Курская духовная семинария. Студенты семинарии преподают в воскресной школе, проводят факультативные занятия по предмету «Основы православной культуры» среди учащихся 4-9 классов общеобразовательной школы, организуют благотворительные концерты в воинской части и проводят беседы с военнослужащими, посещают дом-интернат для трудных подростков, наряду с активистами молодёжного отдела Курской епархии участвуют в различных благотворительных акциях, приуроченных к церковным праздникам, а также акций «Белый цветок», «Антифон». Курская семинария является площадкой для проведения конференций, бесед, диспутов на волнующие молодёжь темы, куда приглашаются студенты из различных учебных заведений Курска.

Только объединив усилия семьи Церкви и государства, мы будем способны помочь молодым людям найти свою дорогу к Богу.

Студент 4-го курса Курской духовной семинарии, Алексей Костин