Методическое пособие по использованию электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) Курской духовной семинарии на базе социальной сети "Вконтакте"
I. ЭИОС КДС на базе социальной сети "Вконтакте" создана для обеспечения бесперебойного учебного процесса в Курской духовной семинарии в условиях вынужденного перехода на дистанционную форму обучения.
II. Задачи, поставленные при выборе платформы и создании электронной информационно-образовательной среды.
- доступность ЭИОС для преподавателей,
- доступность ЭИОС для студентов,
- возможность для преподавателей выкладывать учебные материалы в разном формате,
- возможность общения преподавателя со студентами в режиме реального времени,
- возможность оценивать работу студентов и их вовлеченность в учебный процесс.
III Структура ЭИОС КДС на базе социальной сети "Вконтакте".
Создано 5 закрытых курсовых страниц на базе социальной сети "Вконтакте" для обучения 5-ти курсов очного сектора. Логины и пароли от всех 5-ти страниц разосланы всем преподавателям и старостам курсов. В «друзьях» у каждой курсовой страницы находятся только студенты соответствующего курса, которые видят все материалы, выкладываемые на странице своего курса.
IV Руководство пользования ЭИОС для преподавателей.
1. Чтобы войти в ЭИОС необходимо:
- зайти на сайт vk.com через компьютер или через соответствующее приложение на смартфоне.
- войти в аккаунт того курса, у которого преподаватель в данном случае преподает, используя соответствующий логин и пароль из таблицы в Приложении I к данному пособию.
Таким образом, использование ЭИОС доступно всем преподавателям, в т.ч. не зарегистрированным «Вконтакте». Для работы необходим только компьютер с доступом в интернет или смартфон с установленным приложением «VK».
2. На стене страницы преподаватель может выкладывать учебные материалы, прикрепляя документы в любом формате – текстовые документы (.doc, .docx, .pdf), фотографии, видеозаписи, видеозаписи своих лекций, сделанные заранее, презентации, аудиозаписи, опросы, ссылки и др.
Для того, чтобы выложить учебные материалы у другого курса, необходимо выйти с курсовой страницы, на которой находится преподаватель и войти под логином и паролем другого курса.
3. Желательно преподавателю выкладывать учебные материалы самостоятельно. Однако, преподаватель может передавать задания через старост курсов, высылая им материалы по электронной почте. Старосты будут оперативно размещать материалы на курсовых страницах.
4. Студенты должны реагировать на записи преподавателя с помощью комментариев. С помощью комментариев к заданиям преподавателя, размещенным на стене курсовой страницы студенты должны высылать домашние задания, например, эссе, заполненные в текстовом документе тесты, переводы иностранных текстов, схемы служб и т.п.
5. Преподаватель может проводить онлайн-лекции и онлайн-семинары в режиме прямых трансляций с курсовых страниц. Трансляции желательно проводить во время своих занятий согласно расписанию учебных занятий. О проведении онлайн-лекций и семинаров в режиме прямой трансляции необходимо заранее объявлять чрез соответствующую запись на стене курсовой страницы. Оптимально это делать вечером предыдущего дня, для того, чтобы все студенты соответствующего курса в назначенное время зашли на курсовую страницу и подключились к трансляции.
Трансляции проще проводить через приложение ВК на смартфоне. Для этого достаточно, войдя на курсовую страницу, начать на значок прямой трансляции и далее на ссылку «начать трансляцию» (приложение ВКонтакте для Android). Во время трансляции преподаватель может
- видеть список студентов, которые смотрят трансляцию онлайн,
- прикреплять к трансляции опросы и ссылки,
- не покидая трансляцию читать комментарии и вопросы студентов и сразу же отвечать на них.
Для проведения трансляций через компьютер необходимо на курсовой странице перейти по ссылкам «Видео», «Создать транслюцию», скачать на компьютер программу «OBS Studio» и следовать инструкциям, предлагаемым на сайте «vk.com». Проводить онлайн-семинары через компьютер сложнее, чем через смартфон. Однако, это открывает новые возможности, например демонстрировать материалы, открываемые преподавателем на экране компьютера во время трансляции.
Все трансляции после их окончания сохраняются на стене курсовой страницы. Их смогут посмотреть студенты данного курса и преподаватели.
6. Преподавателю необходимо, используя фонд оценочных средств, фиксировать обратную связь студентов – выполнение учебных заданий, написание письменных работ, а также активность студентов на курсовой странице в форме вопросов и комментариев. Анализируя отклик студентов на размещаемые преподавателем записи с учебными материалами, преподавателю необходимо по итогам каждой учебной недели заполнять журнал дистанционного обучения. В журнале фиксируется дата и тема занятия, оценки студентов за выполненные задания или за активное участие в работе. Студентам, не проявившим активность в работе на курсовой странице, ставиться отметка о пропуске дистанционного занятия «н». В конце каждой учебной недели каждый преподавателю необходимо высылать на электронную почту проректора по учебной работе журналы дистанционного обучения по своим предметам.