Расписание Хочу помочь семинарии
Подать записки в семинарский храм
kur.pds@yandex.ru

Актовая речь ректора Курской духовной семинарии

Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы, дорогие воспитанники семинарии и гости нашего собрания!

Сегодня юбилейной научно-богословской конференцией «Духовные школы на рубеже эпох: уроки истории» мы открываем празднование 25-летия возрождения Курской духовной семинарии.

У нашей духовной школы – большая и богатая история, уходящая в далекое XVIII столетие. Но сегодня мне бы хотелось в контексте нынешнего юбилея напомнить некоторые очень важные, а потому дорогие, страницы четвертьвекового развития, ставшего прочным фундаментом Курской духовной семинарии.   

Своим возрождением семинария обязана приснопамятному Владыке Ювеналию, в то время – архиепископу Курскому и Белгородскому.

Появлению Курской семинарии непосредственно предшествовало образование в 1990 г. епархиального Духовного училища. По этому случаю в июне месяце иеромонах Иоанн (Попов) был назначен его ректором с возведением в сан игумена.

1 сентября эта Курская духовная школа открыла свои двери и приняла своих питомцев. Они происходили не только из Курско-Белгородского края, но также прибыли из Харьковской, Липецкой и Запорожской областей.

Духовное училище разместилось в особом корпусе на территории Сергиево-Казанского собора. В его ограде проходили первые занятия, было устроено общежитие, располагалась трапезная. (Сейчас здесь располагается регентское отделение семинарии.)

Училище готовило церковнослужителей (3-летняя программа обучения) и регентов церковных хоров (срок обучения составлял два года соответственно).

Первым заведующим регентским отделением был Андрей Михайлович Махоренко, ныне протоиерей Тамбовской епархии. Он был душой и сердцем всего отделения. Благодаря его стараниям, школа получила обширную библиотеку нот, причем около 400 экземпляров были переписаны собственноручно самим заведующим с оригиналов.

У ректора игумена Иоанна, помимо административных функций, еще была обязанность – редактора возрожденных «Курских епархиальных ведомостей».

Спустя год, постановлением Священного Синода во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II 25 декабря 1991 г. Курское духовное училище было преобразовано в Духовную семинарию с 4-летним курсом обучения на пастырском отделении и 3-летним на регентском. Это позволило расширить число обучающихся воспитанников и воспитанниц, а также открыть реставрационную мастерскую.

В 1992 г. в семинарии открылся особый иконописный класс с 3-годичным курсом обучения, ставший отделением семинарии. Его первым руководителем был нынешний настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца протоиерей Валентин Гребеньков.

В 1990-е гг. семинарской церковью был Свято-Троицкий храм женского монастыря. Его обустройство и реставрация осуществлялись силами воспитанников семинарии.

20 июня 1994 г. состоялся первый выпуск возрожденной Курской семинарии. В этот исторический день среди тех, кто тогда вышел на путь пастырского служения были ныне известные курские протоиереи: о. Андрей Иванов, о. Павел Костин, о. Валентин Гребеньков…

В том же (1994) году наша семинария выступила одним из учредителей Курской православной гимназии во имя преподобного Феодосия Печерского.

Благодаря крепким добрым связям семинария помогала гимназии: на богослужениях учила клиросному пению, проводила досуг с детьми в группе продленного дня, обеспечивала на зиму картофелем. В свою очередь школьники выступали в семинарии по особым случаям с концертами.

Интересно отметить, что в 1998–2002 гг. духовником гимназии и настоятелем домового храма во имя преподобного Феодосия Печерского был нынешний духовник семинарии отец Августин, ныне игумен Мелхиседек (Крахмалев).

Второй выпуск семинарии 1995 г. для курских иконописцев был первым. После этого о. Валентина сменил на посту заведующего отделением и доныне возглавляющий его глубокоуважаемый протоиерей Александр Филин.

Всего тогда в 1995-м вышло на ниву Божию 33 человека. Интересно отметить, что среди выпускников пастырского отделения того года был и нынешний епископ Мариинский и Юргинский – Иннокентий (Ветров).

Первые  годы существования регентского отделения наблюдался огромный интерес к новой специализации – регентское дело, однако это сталкивалось с проблемой полного отсутствия на тот момент централизованных учебных программ. За первые пять лет преподавателями были составлены и успешно апробированы учебные программы и методические пособия по целому ряду музыкальных дисциплин.  

Новый ректор – архимандрит Варнава (Дробышев) (1996–99) главным приоритетом семинарии определил внутреннюю дисциплину, нравственную чистоту учащихся.

В это время, когда Церковь активно залечивала свои раны, а страна приспосабливалась к новым экономическим реалиям, воспитанники терпели материальные стеснения, познавая духовную нищету строгой, по сути монашеской жизни. Они возрастали в условиях жесткой дисциплины, похожей на армейский быт, со значительным трудовым компонентом в воспитании. С терпением и молитвой они переносили бытовые трудности и неурядицы.

Благодаря Владыке Ювеналию, беспокоившемся о прокормлении большой своей учащейся братии, семинария выжила в непростых условиях «лихих 90-х». На 1 октября 1998 г. на дневной форме обучения по всем трем отделениям семинарии был 161 человек (на пастырском заочном – еще 96).

При Курской семинарии действовала воскресная школа, где семинаристы проводили занятия по Закону Божиему.

В то же время курские иконописцы успешно зарекомендовали себя как большие мастера в церковном искусстве. Так, в 1997 г. профессорами Петербургской академии художеств экспозиция иконописного отделения Курской семинарии на ежегодной Всероссийской выставке церковно-прикладного творчества и иконописи была единодушно отмечена как лучшая. Центром выставочной композиции стала икона канонического письма «Спас в силах».

Преподаватели и воспитанницы регентского отделения в качестве представителей Курской духовной семинарии в 1997–2000 гг. делегировались на Всероссийские Церковно-певческие съезды, организованные Московской Духовной Академией при участии протоиерея Михаила Фортунато.

Сменивший архимандрита Варнаву, новый ректор – протоиерей Михаил Шурпо (1999–2001) показал себя созидателем, внимательным и любящим отцом будущих пастырей, регентов и иконописцев. Хотя он мог и строго наказать за провинность, но всегда давал молодому человеку шанс исправиться, подняться. Этими качествами о. Михаил снискал у семинаристов большую любовь и авторитет.

В 1999 г. в связи с переходом на 5-летнее обучение, семинария получила статус высшего духовного учебного заведения. В образовательный процесс были введены новые дисциплины: риторика, византология, миссиология, апологетика, экономика прихода и др.

Перестройка учебного процесса коснулась также регентского и иконописного отделений. Здесь дополнительно были введены: психология, педагогика, церковное искусство, православная этика и эстетика.

Дополнительно к основной профессиональной квалификации воспитанникам присваивалась квалификация преподавателя православной культуры с вручением квалификационного свидетельства от Курского государственного педагогического университета.

К тому времени у Курской семинарии уже сложились прочные партнерские связи с Курским государственным педагогическим университетом (ныне КГУ). В самом Курском университете покойный проректор по учебной работе семинарии протоиерей Никодим Ермолатий читал курс «Нравственное богословие».

Для решения проблемы отсутствия учебников и пособий воспитанникам семинарии была дана возможность пользоваться библиотекой КГУ, равно как и студенты данного вуза могли воспользоваться складывающимся фондом семинарского собрания книг.

Более подготовленные воспитанники получили возможность параллельного обучения на заочном отделении КГУ, а преподаватели с высшим светским образованием – поступать в аспирантуру.

Важным событием в жизни семинарии был переезд в 2000 г. пастырского отделения в новое здание на ул. 50 лет Октября № 9 с домовой церковью во имя преп. Сергия Радонежского. (Сейчас здесь располагается иконописное отделение семинарии.)

15 декабря, спустя полтора года реконструкции этого объекта, переданного епархии по настоятельной просьбе митрополита Ювеналия администрацией г. Курска, состоялось его освящение.

На тот момент здесь очно учились около 100 юношей, готовящихся стать будущими священнослужителями.

После смерти о. Михаила во главе семинарии встал сам митрополит Ювеналий (2001–04). Его усилиями в октябре 2001 г. Знаменская роща (место бывшей летней резиденции курских архиереев) была возвращена Русской Православной Церкви.

По мысли архипастыря, здесь, в стороне от городского шума и суеты, надлежало устроить пастырское отделение семинарии.

К этому времени в постройках, занимаемых прежним собственником, были расхищены двери, оконные рамы, батареи, трубы, линолеум.

Заботами митрополита Ювеналия, трудами семинаристов и добровольцев здешние здания были отремонтированы.  

1 сентября 2002 г. возобновилось богослужение в храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который приобрел семинарский статус. К этому времени в рощу переехали для жительства и помощи в ремонте семинаристы 4–5 курсов. Богослужения совершались монахами Знаменского монастыря.

К 1 сентября 2003 г. пастырские классы семинарии полностью переехали в Знаменскую рощу.

Лучшие традиции Курской семинарии были продолжены при новом Управляющем Курской епархии – архиепископе (а ныне – митрополите), и по совместительству ректоре (2004–14), Высокопреосвященнейшем Германе.

1 сентября 2004 г. архиепископ Герман именно в семинарском домовом храме св. Иоанна Богослова совершил свою первую на Курской земле Божественную литургию.

Главной особенностью развития семинарии в это десятилетие стало дальнейшее укрепление положения семинарии как интеллектуального, духовно-образовательного центра. Заметно пополнялась библиотека, улучшилась материально-техническая база. Семинария стала объединяющим фактором в обсуждении проблем, волнующих всё общество. Ярким свидетельством тому являются проводимые ежегодно международные научно-образовательные Знаменские чтения.

Мы рады, что наши выпускники развиваются и в научном плане. Среди тех, кто окончил семинарию в 2000-е годы есть два кандидата богословия, библеиста. Это доцент СПбДА Дмитрий Георгиевич Добыкин (окончил КДС в 2002 г.) и преподаватель МДА Михаил Всеволодович Ковшов (окончил КДС в 2006 г.).

Еще одним нашим выпускником 2010 года пополнился российский епископат – Владыкой Железногорским и Льговским Вениамином (Королевым).

В 2014 г. в рамках Международных Рождественских образовательных чтений в Госдуме РФ состоялось торжественное открытие выставки работ иконописного отделения. Ее по достоинству оценили политики, государственные деятели, зрители экспозиции.


Как вы знаете, Священноначалие Русской Православной Церкви уделяет приоритетное внимание духовным школам, и Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил об этом в своих выступлениях. В связи с этим постепенно возвращается практика, когда семинарию возглавляет не правящий архиерей, а его доверенное лицо – священник, который может целиком посвятить себя руководство духовной школой. На сегодняшний день почти все семинарии перешли на эту схему.

Именно в этом контексте 25 декабря 2014 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение назначить новым ректором Курской духовной семинарии преподавателя МДА иеромонаха Симеона (Томачинского) с возведением в сан архимандрита.

За эти два года, благодаря поддержке Владыки Германа, удалось многое сделать. Я не буду перечислять всего, упомяну только самые основные изменения.

С сентября 2015 года пастырское отделение, в соответствии с указаниями Учебного комитета, перешло на новый Учебный план, и надо заметить, что вопреки некоторым пессимистическим прогнозам этот переход прошел совершенно безболезненно. Практически с нуля были написаны рабочие программы по всем предметам, была введена практика защиты дипломных работ на заочном отделении, введены курсовые и семестровые работы, в июне нынешнего года проведен конкурс на замещение вакантных должностей, все преподаватели переведены на договорную основу. Был создан Ученый совет (заседает 3 раза в год), созданы и работают четыре кафедры. Был оптимизирован сектор заочного обучения.

Осенью 2015 года в семинарии с помощью благотворителей было установлено интерактивное оборудование, причем новейшего образца. В феврале в семинарии прошел конкурс презентаций, где приняли участие как преподаватели, так и студенты.

Одной из наших главных стратегических задач является повышение престижа духовного образования. Необходимо, чтобы семинарское образование воспринималось не только как чисто прикладная подготовка к будущему служению священника, но и как высококачественное гуманитарное образование.

Постепенно эта задача в нашей семинарии реализуется. Культурологическая направленность, которую мы обозначили как стратегическую цель, мало-помалу обретает плоть. В минувшем году, помимо общих для всех семинарий курсов русской и всемирной литературы, у нас также преподавалась история живописи, история музыки, история кино, а также история идей. (Это постепенно становится лицом нашей семинарии, как в Белгородской – миссионерская направленность).

Регулярно в семинарии проходят встречи с авторитетными пастырями, богословами, известными людьми: схиархим. Гавриил (Бунге), прот. Андрей Ткачев, В.Р. Легойда, Дмитрий Певцов и другие.

Хорошей традицией стали паломнические поездки студентов пастырского, иконописного и регентского отделений: к святыням Курской и Белгородской областей, в Москву и Троице-Сергиеву лавру, в Бари, на Афон и другие.

Главным результатом можно считать двукратное увеличение абитуриентов, причем часть из них уже имеет высшее образование. Если летом 2014 года на пастырское отделение поступило 6 человек, то в 2015 году – 11 человек, в 2016 году – 13 человек. На регентское отделение в 2014 поступило 3 человека, в 2015 и 2016 – по 8 человек.

На 1 сентября 2016 года в семинарии, на всех отделениях, учится 193 студента, из них 97 – на заочном отделении.

Разумеется, предстоит еще очень многое сделать, чтобы наша духовная школа выполняла свою миссию, предначертанную Богом и сформулированную Священноначалием нашей Церкви.

Апостол Павел в своем послании Коринфянам говорит: “Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог” (1 Кор. 3:6). Одни воспитатели начинают дело, потом эстафету подхватывают другие, затем третьи – но успех всегда зависит только от благодати Божией.


Благодарю за внимание!


Архимандрит Симеон (Томачинский), ректор Курской духовной семинарии